Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Статистика 

Форма входа  
                                               

Родителям

Учебно-методические материалы для родителей «Духовно-нравственные основы воспитания подростков с учётом поло-ролевой идентификации».

В связи  с социальными изменениями в современном обществе прослеживается тенденция к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения, свойственных для культурно-исторических особенностей России. На фоне происходящих изменений меняются и дети: в девочках  исчезают скромность, нежность, терпимость,  наблюдается неумение и нежелание сдерживать агрессию, искать компромисс, а в мальчиках – неумение отстоять свое мнение, защитить слабого.

Складывающаяся ситуация в корне отличается от сформированных  веками  российских традиций в сфере семейного воспитания: уважения к старшим, проявления заботы  к старикам и младшим, воспитания доброты, отзывчивости, вежливости, дисциплинированности, исполнительности, честности.

Азбуку нравственности во взаимоотношениях дети постигают не только в семье, являющейся первичной моделью для освоения полоролевого поведения, но и в общеобразовательных учреждениях, участвующих в полоролевом воспитании.

Содержание полоролевого воспитания определяется интересами общества, поскольку зависит от ожиданий общества по поводу мышления, поведения, внешнего вида растущего человека, связанных с принадлежностью его к тому или иному полу.

Цель полоролевого воспитания определяется как овладение представителями подрастающего поколения нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов, воспитание в них потребности и стремления руководствоваться в этих отношениях нормами общечеловеческой морали.

Важнейшим условием социализации ребенка, позволяющим проявлять природное предназначение  мальчиков и девочек, юношей и девушек (мужчина – созидатель, защитник, а женщина – хранительница домашнего очага), выступает воспитательный потенциал системы «педагог-родитель-ребенок».

Но в современной педагогике практически не учитываются особенности полоролевого  воспитания личности ребенка. Негативные последствия этого уравнительного подхода возможно нивелировать только при целенаправленной организации деятельности педагогов в общеобразовательном учреждении по воспитанию юношей и девушек с учетом природных, физиологических, психических и социальных особенностей, на основании которых формируются и усваиваются навыки социально-половых ролей.

Все это требует от современного общества мер государственного и общественного характера по формированию нравственной позиции в сфере взаимоотношения полов и сохранению семейных ценностей – ответственного отцовства и любящего материнства, которые основываются на половом воспитании. 

Заметим, понятия полового просвещения и полового воспитания зачастую используются как синонимы, что не просто неправильно, но и крайне опасно!

Половое просвещение – это просвещение медико-биологического характера. Его целью является формирование у обучающихся соответствующих представлений и понятий о физиологии женского и мужского организма, освещение некоторых анатомо-физиологических особенностей функции деторождения, сообщение определенных гигиенических сведений. Половое просвещение может осуществляться только специалистами – медицинскими работниками и учителями биологии.

Совершенно недопустимо в школе сексуальное просвещение – ознакомление с информацией о сексуальности. В отличие от полового  просвещения  сексуальное просвещение, в основных своих чертах, – не управляемый, а стихийный процесс. В соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2012 год) нельзя изображать и описывать действия сексуального характера детям в возрасте до 16 лет. Призывы законодательного запрещения сексуального просвещения до 16 лет понятны, в нравственном отношении оправданны, но этого недостаточно. Все попытки в данный момент его регламентации и коррекции обречены на неудачу (ограничение ознакомления подростков с обильной книжной, журнальной и газетной сексуальной продукцией, доступность порносайтов, эротических шоу и телефильмов в ночное  время, использование в домашних условиях видеозаписей соответствующего содержания), если не сформирован нравственный иммунитет против сексуальной вседозволенности.

Нравственный иммунитет – это отрицательная реакция, невосприимчивость по отношению к отрицательным явлениям, желание и стремление, даже своего рода потребность активно бороться с ними. Высокие принципы в области полового воспитания должны быть связаны с резким, непримиримым отношением к аморальным поступкам. Антикультуре и псевдокультуре может противостоять только подлинная культура, которой всегда была богата Россия.

При активном использовании СМИ рекламных и пропагандистских материалов, способных оказывать растлевающее действие на подрастающее поколение, крайне опасна пассивность образовательных и общественных организаций. В образовательной организации необходимо обеспечивать половое воспитание – комплекс воспитательных и просветительских  воздействий на ребенка или подростка, направленный на овладение ими морально-этических норм поведения, свойственных представителям его пола. А. С. Макаренко отмечал, что конечная задача полового воспитания – воспитать человека, который будет готов и способен любить красиво, умно, глубоко,  воспитывать человека необходимо как будущего семьянина.

Именно половое воспитание является комплексной педагогической проблемой. Но, к сожалению, в последние десятилетия произошла дискредитация термина «половое воспитание», потому мы в дальнейшем будем употреблять два синонимичных словосочетания – полоролевое воспитание (ПРВ) и воспитание полоролевой идентификации (ПРИ), имея в виду воспитание мужского и женского начала в соответствии с анатомо-физиологическими признаками пола с целью осуществления функций ответственного отцовства и любящего материнства.

Воспитание полоролевой идентификации у воспитанников – это общая задача родителей, педагогов, психологов и медицинских работников.

Вопросы, которые принято относить к области полоролевого воспитания, являются составной и неотъемлемой частью нравственного воспитания вообще, и решаются они в плане общих воспитательных задач. Осуществлять его можно только через общую систему воспитания, не выделяя его из этой системы как нечто автономное, отдельное, изолированное и независимое.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит, нравственно богатая жизнь ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Но при этом следует отдавать себе отчет в том, что половое созревание является весьма специфической составляющей физического созревания и оказывает определенное влияние на все стороны психического формирования подростка и старшего школьника, включая их нравственную, умственную и эстетическую стороны. Поэтому было бы неправильным целиком «растворить» полоролевое воспитание в общенравственном, так как это означало бы не усмотреть никакой специфики и никакой педагогической проблемы там, где и то, и другое существует.

Для решения задач воспитания полоролевой идентификации в нравственном аспекте необходимо, чтобы общая стратегия образования была направлена на:

  • усиление духовно-нравственной составляющей;
  • формирование половой культуры, которая должна строиться на принятии старшеклассниками позиции сознательного подхода к семейной жизни, развитии моральных принципов, отрицании нравственной распущенности;
  • формирование мотивации и позитивного отношения к семье, к ответственному  супружеству и к активному выполнению родительских функций.

И.А. Ильин отмечал: «Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Актуальность проблемы формирования полоролевого самосознания подростков в семье обусловлена: значимостью семьи для психического развития детей и кризисом ее развития в настоящее время; связями полоролевого и личностного развития детей; отсутствием научно обоснованных положений относительно содержания, факторов формирования и развития полового самосознания подростков в семье, которые нашли бы практическое применение.

Родителям, для того чтобы быть успешными родителями, необходимо знать основы возрастной психологии, уметь выстраивать систему воспитания в семье, владеть технологиями взаимодействия с ребенком, а также широким арсеналом средств действия в конкретных ситуациях.

 Психологическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье. Вместе с тем незнание родителями технологий и методов общения с ребенком зачастую приводит к серьезным трудностям - дети становятся тревожными, агрессивными, перестают слушаться родителей, начинают конфликтовать с ними, а порой даже уходят из дома. Особенно это бывает в подростковом возрасте. 

Весь учебно- методический материал можно посмотреть и ознакомиться с ним здесь http://kaprlshkl.ucoz.ru/graffiti/metodicheskie_materialy.rtf 

Оказание экстренной и психологической помощи несовершеннолетним через телефон "Доверия" WWW.teldoverie.ru
 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О КЛАССНОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

1. Общие положения

Классное родительское собрание — высший орган самоуправления родителей в классе — созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

2. Классное родительское собрание:
· определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса;
· избирает классный родительский актив, делегатов на школьную родительскую конференцию;
· рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления;
- решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения;

· слушает отчеты и информацию о работе классного родительского актива,

· обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе;
· рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей;

· утверждает порядок оказания материальной н финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов н привлекаемых специалистов;

· принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.

3. Правила проведения собраний
3.1. Классный руководитель обязан всесторонне подумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.
3.2. Каждое собрание требует своего "сценария" и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.

 

3.3. Главным методом проведения собрания является диалог.
3.4. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за З дня до даты проведения собрания.
3.5. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за 4 дня до проведения собрания.
3.6. Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.
3.7. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.
3.8. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).
3.9. Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

4. Принципы проведения родительского собрания
4.1. Родительское собрание — не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
3.2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.
4,3, У семьи и школы одни проблемы и заботы — это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей — искать совместные пути их решения.
 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС - МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВАША ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Уважаемый участник исследования!

Вашему вниманию предлагается анкета, которая позволит выявить актуальные проблемы обучения в школе и найти возможные пути улучшения образовательного процесса. Номера ответов, соответствующих Вашему мнению, обведите кружком. Дополнить ответы можно в пунктах «другое».

1.Удовлетворены ли вы работой школы, в которой учится ваш ребенок?

1.ДА 2.Больше ДА, чем нет 3.Больше неТ, чем да 4. неТ

2.какова успеваемость вашего ребенка? 1.Хорошая 2.Удовлетворительная 3. Неудовлетворительная

3. охарактеризуйте профессионализм учительского состава вашей школы

1..высокий 2. средний 3. низкий

4.Каков профессионально-квалификационный уровень педагогического состава вашей школы по различным учебным дисциплинам ? (отметьте по каждой строке)

дисциплины

высокий

средний

низкий

затрудняюсь ответить

русский язык и литература

1

2

3

4

математика

5

6

7

8

физика

9

10

11

12

иностранный язык

13

14

15

16

химия

17

18

19

20

история

21

22

23

24

география

25

26

27

28

. биология

29

30

31

32

информатика

33

34

35

36

Другая (напишите какая)

37

38

39

40

5.осуществляет ли школа выявление и развитие интересов и способностей вашего ребенка?

1. да , в полной мере 2. да, частично 3. нет

6.имеет ли возможность ваша школа обеспечить повышенный уровень образования учащихся?

1..да 2. нет 3. Затрудняюсь ответить

7. по окончанию школы ваш ребенок (отметьте по каждой строке)

 

больше да

больше нет

1. готов вступить в самостоятельную жизнь

1

2

2. взаимодействовать с окружающими людьми

3

4

3.адаптироваться к изменениям в обществе

5

6

4.противостоять негативному воздействию изменяющейся среды

7

8

8. занимается ли ваш ребенок с репетитором, на подготовительных курсах и т.п.? 1. да 2. нет

9. имеются ли в школе какие-либо кружки и секции, посещает ли их ваш ребенок? (отметьте по каждой строке)

 

Имеются

участие Вашего ребенка в их работе

 

В ШКОЛЕ

посещает в школе

посещает вне школы

не посещает

1. математические

1

2

3

4

2. литературные

5

6

7

8

3. исторические

9

10

11

12

4. театральные

13

14

15

16

5. спортивные

17

18

19

20

6. художественные

21

22

23

24

7. другие

25

26

27

28

10. есть ли у вас деловой контакт с учителями? 1. да 2. Частичный 3. нет

11. сформировалась ли в вашей школе постоянно функционирующая общность родителей, учащихся и учителей? 1. ДА 2. НЕТ 3. Затрудняюсь ответить

12. Проводится ли в Вашей школе психолого-педагогический консилиум для педагогически запущенных детей? 1.ДА 2.НЕТ 3. Затрудняюсь ответить

13. соблюдается ли в школе оптимальный режим ? (отметьте по каждой строке)

 

ДА

НЕТ

затрудняюсь ответить

1. умственного труда

1

2

3

2. физических нагрузок

4

5

6

3. школьного питания

7

8

9

4. отдыха

10

11

12

14. каковы, на ваш взгляд, взаимоотношения

 

хорошие

удовлетворительные

неудовлетворительные

затрудняюсь ответить

1. между школьниками

1

2

3

4

2. школьников и учителей

5

6

7

8

3. родителей и учителей

9

10

11

12

4. родителей и администрации

13

14

15

16

15. Оцените эффективность работы школы, направленной на профилактику (отметьте по каждой строке)

 

ВЫСОКАЯ

СРЕДНЯЯ

НИЗКАЯ

НЕ ПРОВОДИТСЯ

1. антиобщественного поведения

1

2

3

4

2. подростковой преступности

5

6

7

8

3. наркомании и алкоголизма

9

10

11

12

16. какие направления воспитательной работы в вашей школе РЕАЛИЗУЮТСЯ И В КАКОЙ МЕРЕ? (отметьте по каждой строке)

Направления

Реализуются

Реализуются недостаточно

Не реализуются

1.патриотическое

1

2

3

2.нравственное

4

5

6

3.эстетическое

7

8

9

4.экологическое

10

11

12

5.физическое

13

14

15

6.правовое

16

17

18

7.семейно-бытовое

19

20

21

17. ПОМОГЛА ЛИ школА (И В КАКОЙ МЕРЕ) сформироваТЬ у вашего ребенка ? (отметьте по каждой строке)

 

ДА, в значительной мере

частично

НЕТ

1. чувство патриотизма

1

2

3

2. правовое сознание

4

5

6

3. гуманное отношение к окружающим

7

8

9

4. бережное отношение к природе

10

11

12

5. основы здорового образа жизни

13

14

15

18.осуществляется ли в вашей школе медицинский контроль за состоянием здоровья вашего ребенка ?

1. ДА, регулярно 2. Нерегулярно 3. Редко 4. НЕТ, не осуществляется

19. как часто вы замечаете усталость ребенка после школьных занятий? 1. Часто 2. Редко 3. Никогда

20. Удовлетворяет ли вас физкультурно-оздоровительная работа в школе? 1.ДА 2.НЕТ 3.Затрудняюсь ответить

 

21. какие хронические заболевания выявлены у вашего ребенка?

 

заболевания

до поступления

в школу

в период обучения

не выявлено

заболеваний

1. органов зрения (близорукость, дальнозоркость и др.)

1

2

3

2. органов дыхания

4

5

6

3. сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, ревматизм, болезни сердца и др.)

7

8

9

4. органов пищеварения (гастрит, язвенная болезнь желудка, болезни печени, др.)

10

11

12

5. нервно-психические (невроз, неврастения и др.)

13

14

15

6. заболевания опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, остеохондроз и др.)

16

17

18

7. прочие

19

20

21

22. какие проблемы школы вас больше всего волнуют?

1. устаревшие методы и методики обучения

2. состояние здоровья школьников

3 ..санитарно-гигиенические условия в школе

4 недостаточная индивидуализация обучения

5. организация питания школьников

6. чрезмерные учебные нагрузки учащихся

7. материально-техническая база школы

8. алкоголизм, наркомания подростков

9. взаимоотношения в школьном коллективе

10. подготовка учащегося к поступлению в вуз и др. учебные заведения

11. другое (напишите) …………………………………………………………………………………………….

23. ваши предложения и замечания по организации учебно-воспитательного процесса в школе учитываются 1. Часто 2. Редко 3. Никогда

24. способствует ли улучшению учебно-воспитательного процесса в школе работа:

 

ДА

НЕТ

такой формы управления нет

затрудняюсь ответить

1.Попечительского совета и фонда попечителей

1

2

3

4

2.Совета родительской общественности

5

6

7

8

3.Совета ученической общественности

9

10

11

12

25. возникало ли у вас желание перевести ребенка в другую школу? 1. Часто 2. Редко 3. Не возникало

26. Оцените обеспечение безопасности учащихся в вашей школе:

1.Достаточное 2.Недостаточное 3.Отсутствует 4. Затрудняюсь ответить

27. ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ГАРАНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ?

1. Увеличить финансирование охранных услуг 2. Заключить договор с ОВД района 3. Повысить практическую направленность учебной дисциплины ОБЖ 4. Другое (напишите) ______________________________________

28. ваши пожелания и предложения по повышению эффективности работы школы (напишите)________________________________________________________________________________________________

Сообщите некоторые сведения о себе:

29. ВАШ ПОЛ 1.Женский 2.Мужской 30. ваш возраст 1. до 35 лет 2. от 35 до 40 лет 3. от 40 до 50 лет 4. старше 50 лет

31. материальное положение вашей семьи: 1. Хорошее 2. Удовлетворительное 3. Неудовлетворительное

32. ваша семья 1. Полная 2.Неполная

33. № школы, в которой учится ваш ребенок ………………

 

благодарим за сотрудничество!

#Общероссийская общественная организация «Всероссийское Педагогическое Собрание»; 103265,Москва,ул.Охотный ряд,д.1,тел.(495)692-37-87,факс (495)692-4763,www.pedagogsobr..ru
 
 
 
 

 

 

Мы-потомки героев
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031