Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Статистика 

Форма входа  
                                               

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

    • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
    • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
    • Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
    • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
    • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).

Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

Что делать родителям, если они обнаружили опасность

  • Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
  • Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Для этого:

- расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;

- придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

- помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

  • Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий. Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
  • Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.
  • Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
  • Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
  • Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
  • Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

В случае необходимости Вы и Ваш ребенок всегда сможете

получить профессиональную помощь по телефону

8-800-200-122 (бесплатно, круглосуточно)

Телефоны доверия

8-800-2000-122 (бесплатно, круглосуточно)

Всероссийский «Детский телефон доверия»

8-3452-50-66-43 (бесплатно, круглосуточно)

8-3452-50-66-39 (бесплатно, с 09.00-16.00)

- Центр суицидальной превенции - г. Тюмень,

ул. Герцена, 74

8-3452-55-67-07 (бесплатно, с 09.00-18.00)

- горячая линия Уполномоченного по правам ребенка

8-3452-55-62-82 (бесплатно, с 09.00-18.00)

- горячая линия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области

8-3452-56-93-71 (бесплатно, с 09.00-18.00)

- горячая линия Департамента образования и науки Тюменской области

 

Родители, будьте внимательны! ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВАС!

видеролик для родителей

РАСПОЗНАНИЕ СУИЦИДЕНТА. КЛЮЧИ К СУИЦИДУ

Истинный суицид часто зреет в душе подростка и никак себя не проявляет, тем не менее, если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие-то не совсем привычные для него черты поведения. Порой они почти незаметны, если подросток по своему характеру замкнут, склонен к одиночеству, тем не менее, его подсознание почти всегда сообщает о предстоящем суициде. Выдать их может еще больший уход в себя, иногда – случайно высказанные слова о самоубийстве. Наиболее общими поведенческими признаками суицидального поведения являются вербальные, эмоциональные, поведенческие. В зависимости от них различают вербальные, бихевиоральные (поведенческие) и ситуационные ключи.

Вербальные ключи

Непосредственные высказывания типа «Я подумываю о самоубийстве» или «Было бы лучше умереть» или «Я не хочу больше жить».

Косвенные сообщения, например, «Вам не придется больше обо мне беспокоиться» или «Мне все надоело» или «Они пожалеют, когда я уйду».

Шутки или намек на смерть по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми, недосказанность фраз.

Бихевиоральные ключи

  • Отчаяние и плач.
  • Неоднократное обращение к теме смерти в музыке, живописи и литературе.
  • Повторное прослушивание унылой, печальной музыки и песен.
  • Повторное прослушивание грустной музыки и песен.
  • Недостаток жизненной активности.
  • Самоизоляция от близких (семьи и любимых людей).
  • Рост употребления алкоголя или наркотиков.
  • Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).
  • Повышение или потеря аппетита.
  • Вялость и апатия.
  • Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.
  • Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
  • Приведение в порядок своих дел.
  • Отказ от личных вещей.
  • Стремление к безрассудным действиям и поступкам, например, рискованное хождение по карнизам.
  • В прошлом суицидальные попытки.
  • Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
  • Потеря интереса к увлечениям, спорту, работе или школе.
  • Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
  • Бесперспективные планы на будущее.
  • Стремление оставаться в состоянии покоя, всё это вызывает раздражение со стороны других людей.

Ситуационные ключи

  • Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.
  • Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников.
  • Недавняя перемена места жительства.
  • Семейные неурядицы.
  • Неприятности с законом.
  • Коммуникативные затруднения.
  • Проблемы со школой или занятостью.
  • Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей.
  • Хроническая, прогрессирующая болезнь.
  • Нежелательная беременность.

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. К суицидальным поступкам чаще всего склонны подростки из неблагополучных семей, наркоманы или алкоголики, подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят.
  2. По формам суицида можно понять, что суицидальные попытки совершаются в состоянии аффекта, с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины суицида разнообразны, их довольно много и они зависят от того, что для человека является ценностью: любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п.

Подросток, начинающий задумываться о суициде, надеется, что должны произойти изменения к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, что ему необходимо поделиться своими переживаниями. Поэтому он и ведёт себя так, чтобы привлечь внимание к себе. Задача друзей и родителей заметить эти изменения в поведении.

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов

  1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  2. Помогайте своим детям ставить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  3. Обязательно оказывайте содействие в преодолении препятствий.
  4. Одобряйте и поддерживайте словом и делом любые стоящие положительные начинания молодёжи.
  5. Не применяйте физические наказания ни при каких условиях.
  6. Любите своих детей вне зависимости от возраста, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
  7. От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.
  8. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.

«Что посеешь, то и пожнёшь!» – гласит народная мудрость. Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле – и есть Любовь в истинном её проявлении.

Поэтому совет родителям прост и доступен: «Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе».

Советы для педагогов, столкнувшихся с подростком, демонстрирующим признаки суицидального поведения

Если подросток, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

  • Не отталкивайте его, если он решил поделиться с вами своими проблемами, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к специалистам.
  • Доверяйте своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности у этого подростке. Подмечайте предупреждающие знаки.
  • Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».
  • Дайте знать, что готовы ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы держать все в секрете, если какая-то информация может оказать влияние на его безопасность.
  • Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.
  • Говорите искренне. Постарайтесь установить, насколько серьезна угроза. Помните, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда завершаются попыткой покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.
  • Попытайтесь узнать, разработан ли у него план действий. Конкретный план – знак действительной опасности.
  • Убедите подростка в том, что действительно есть человек, к которому можно обратиться за помощью.
  • Не предлагайте простых решений типа «Вам сейчас необходимо хорошо выспаться, утром Вы почувствуете себя лучше».
  • Покажите подростку, что вы намереваетесь поговорить о чувствах и не осуждаете его за эти чувства.
  • Помогите ребёнку осмыслить, как управлять кризисной ситуацией и осознать, что сильный стресс препятствует целиком осознать ситуацию. Ненавязчиво предложите найти некое решение.
  • Окажите помощь в поиске людей или места, которые бы снизили переживаемый стресс. При любой возможности влияйте так, чтобы немного уменьшить давление.
  • Помогите подростку осмыслить, что присутствующее чувство безопасности не будет постоянно.

Памятка для классного руководителя.

Признаки эмоционального неблагополучия ребенка

Основными «инструментами» для оценки аутоагрессивного поведения ребенка являются диагностика, а также наблюдение за ребенком, беседа с ним, а также со сверстниками, друзьями, родственниками, учителями и др., получение данных медицинской документации.

На что необходимо обратить внимание классного руководителя при общении с педагогами, родителями и сверстниками ребенка.

Что могут увидеть педагоги:

изменение внешнего вида;

-самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности;

- ухудшение работоспособности;

- небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое к этому отношение);

- частые прогулы уроков;

- резкие и необоснованные вспышки агрессии;

- рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей;

- тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках;

- негативный контент на страницах ребенка в социальных сетях.

Что могут увидеть сверстники:

самоизоляцию;

- резкие перепады настроения, несвойственные подростку ранее;

- повышенную агрессивность;

- аутоагрессию (в том числе, в высказываниях);

- изменения внешнего вида;

- интерес к теме смерти;

- уныние;

- изменение интересов;

- негативный контент на страницах друга, одноклассника, соседа и т.д. в социальных сетях.

Что могут увидеть родители:

изменения настроения, питания, сна;

- изменения в отношении к своей внешности;

- самоизоляцию;

- интерес к теме смерти (переписка в Интернете, появление в доме литературы по этой теме и т.п.);

- нежелание посещать кружки, школу (в том числе, прогулы);

- изменения в состоянии здоровья (частые простуды, головные боли и др.);

- негативный контент на страницах ребенка в социальных сетях.

Кроме названных источниками информации могут стать дневники подростка, его стихи, ЖЖ (живой журнал) в Интернете и др.

Мы-потомки героев
Поиск
Календарь
«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031