Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Статистика 

Форма входа  
                                               

Ученическое самоуправление. Воспитание

 

Информационная справка

о создании и развитии детского ученического самоуправления

Капралихинской ООШ

 

Орган ученического самоуправления создан 01.09.2003 года детской общественной организацией Архипелаг «Синяя птица».

Международные документы о правах детей. Федеральное законодательство о самоуправлении обучающихся. Типовое положение и Устав образовательной организации – основной закон школы и основа ученического самоуправления.

Устав школы - основной документ для создания школьного ученического самоуправления. Этот документ содержит положение о том, что в образовательной организации создается и работает совет обучающихся,  а также четко определять полномочия, которыми обладает этот совет, варианты взаимодействия с администрацией, педагогическим советом, родительским комитетом. В Уставе школы (в новой редакции) утверждённым от 19.03.2014 г., прописано:

*  п.1.2.3:  «По инициативе детей в школе могут создаваться детские общественные объединения, положения которых разрабатываются и утверждаются школой самостоятельно»,

*  п.3.21: «В Учреждении могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления и ученические организации. Учреждение предоставляет необходимую площадь и допускает их к участию в заседаниях органов управления при обсуждении вопросов, касающихся интересов обучающихся»,

* п.3.2.2: «Порядок деятельности, компетенции профессионально- педагогических объединений, органов ученического самоуправления и ученических организаций определяются локальными актами Учреждения».

Ученическое самоуправление - это форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно- воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. При развитой системе соучастия обучающихся в МАОУ Капралихинской ООШ существует действующий орган самоуправления - школьная дума.

Школьная дума основывается на нормативном документе – Положение о школьной думе и Положение о детской общественной организацией, которое касается непосредственно совета обучающихся в МАОУ Капралихинской ООШ. Положение о совете обучающихся и Положение о детской     общественной организации обсуждались с самими учащимися, на общешкольной конференции. Положения учитывают основные особенности ученического, педагогического коллективов, а также родительской общественности, а также социальное окружение, в котором функционирует образовательная организация и на ресурсы которого следует опираться в дальнейшем при организации практической деятельности совета обучающихся. Эти положения утверждены органом управления образовательной организацией - Управляющим советом и  директором школы. В МАОУ Капралихинской ООШ созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом» в соответствии требований (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст.25).

Школьное ученическое самоуправление – это не «управление самими собой», а участие в управлении школой как местным сообществом.  Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах. У школьников есть право на участие в управлении образовательной организацией, закреплённое Законом «Об образовании в Российской Федерации» (Ст.33, 34). Это право они могут реализовать через систему школьного ученического самоуправления. Следовательно, школьное ученическое самоуправление – это  не «управление самими собой», не самоорганизация школьного коллектива,  не помощь администрации школы в организации дежурств или проведении мероприятий. Школьное ученическое самоуправление – это система, позволяющая ученикам принимать участие в управлении школой. В школе развивается система государственно - общественного управления:

- 2003г. - общественный родительский комитет;

- Дума детской общественной организации Архипелаг «Синяя птица»;

- Советы дела;

- координационный совет при администрации муниципального образования;

- 2005г. - Управляющий Совет школы;

- родительские активы классов.

Основоположниками, новаторами, волонтерами детского общественного движения из числа педагогов в МАОУ Капралихинской ООШ являются заместитель директора по УВР Смольникова Т.Е. (2001 г.), заместитель директора по воспитательной работе Субботина Е.Б. (2003 г.), педагог-организатор Агафонова Н.И. (2004 – 2014 гг.)

 Детское ученическое самоуправление МАОУ Капралихинской ООШ работает на следующих принципах:

  • добровольность;
  • включенность всех групп детей;
  • приоритет развития ребенка;
  • повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей);
  • доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);
  • открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.

В МАОУ Капралихинской ООШ создана модель ученического самоуправления, которая соответствует задачам и перспективам развития школы.  В части 6 статьи 26 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ указывается, что в целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся в образовательной организации создаются советы обучающихся или иные органы.  Органом ученического самоуправления нашей школы является - Дума детской общественной организации Архипелаг «Синяя птица», как технологии ученического самоуправления. По инициативе обучающихся Дума избирается на основе тайного голосования - выборов представителей от классов с 5-9 класс.

Она  предполагает последовательное осуществление пяти основных этапов:

Подготовительный.

Основным содержанием данного этапа является подготовка к включению всего коллектива общеобразовательной организации в реализацию данной модели самоуправления. До начала ее запуска в образовательном учреждении была  подобрана и создана инициативная группа педагогов. В инициативную группу вошли и обучающиеся 9 класса. Инициативная группа педагогов самостоятельно знакомилась с моделью самоуправления, с нормативно-правовой базой, изучала методическое пособие по ее использованию, формировала собственное представление о возможности использования этих материалов в  учреждении. Вслед  за этим в школе был подготовлен и проведен педагогический совет для рассмотрения вопроса о внедрении модели «Совет обучающихся». Данный штаб занимался решением всех

1) организационных вопросов:

- разработка проекта Положения о школьном ученическом самоуправлении, подготовка и проведение общего собрания (конференции) для утверждения (принятия) Положения о школьном ученическом самоуправлении, составление организационного плана и графика проведения мероприятий по подготовке актива обучающихся, включающих проведение консультаций по нормативным основам ученического самоуправления для всех групп будущих участников (по классам: отдельно для начальной школы, отдельно для 5-6, 7-8, 9 классов, а также для Избирательной комиссии, будущих членов Совета обучающихся);

- проведение конкурсов на лучшее название совета, гимна, флага, герба, название и структуры органов совета;

- регулярное информирование через использование различных форм распространения информации (школьный сайт, стенгазеты, специальные бюллетени, родительские собрания и т.д.) учащихся, педагогов и родителей о сути ученического самоуправления, этапах его внедрения; проведение выборов членов совета обучающихся;

- тренингов для актива обучающихся, которые были избраны в состав Совета обучающихся;

- создание специальной конкурсной комиссии (с включением в нее педагогов, обучающихся, родителей и представителей предприятий) для проведения конкурсов на лучшее название совета, лучший герб и флаг, текст и музыку гимна школьного ученического самоуправления;

- формирование Избирательной комиссии и подготовка всего необходимого для проведения предвыборной кампании и процедуры демократических выборов членов совета обучающихся;

- проведение выборов членов совета обучающихся в соответствии  с принятыми и утвержденными правилами выборов.

2) Организационная структура Совета обучающихся:

а) Инициативная группа. Самыми активными участниками инициативной группы могут стать педагоги, которые уже участвовали в подобной деятельности, даже если это было во время учебы в школе. Хорошо, если есть опыт такой деятельности уже в качестве профессионала. К ним могут присоединиться и те, кто заинтересован в том, чтобы жизнь школы стала более интересной, насыщенной реальными делами.  Ее членам придется отвечать на множество вопросов, которые будут возникать у членов педагогического совета. Что это за модель? Почему она называется «Совет обучающихся»? Зачем она нашему коллективу? Кто этим будет заниматься? Как это отразится на успеваемости учащихся? Не помешает ли это традиционным мероприятиям, проводимым в данном коллективе? и т.д.

б) Педагогический совет. Важным вопросом, который следует рассмотреть на педагогическом совете, является подбор и рекомендация педагогов и обучающихся в штаб по подготовке и запуску ученического самоуправления.

в) Штаб по подготовке и запуску модели «Совет обучающихся».   Очень четко распределены обязанности между членами штаба. По числу таких обязанностей определилось и число членов штаба. Самый простой способ определения обязанностей - это выделение направления или рабочих групп. К ним можно отнести следующие группы:

- общей координации;

- подготовки выборов членов совета;

- правового обеспечения;

- обеспечения деятельности совета;

- по разработке атрибутики;

- информационного обеспечения;

- консультирования школьников;

- привлечения взрослых.

            У каждой группы свои обязанности и роли.

* Этап «Проведение выборов».

* Правовой этап.  Основные задачи данного этапа: - формирование структуры совета обучающихся; - «законотворческая» деятельность по формированию правовой базы для деятельности школьного ученического самоуправления.

* Деятельность Совета обучающихся.

* Ежегодный отчет Совета. При этом основной акцент делается не только на том, что получилось  и удалось сделать, но и на перспективах и конкретных предложениях, которые помогут усовершенствовать структуру Совета и его деятельность.   Для этого проводится торжественное открытое заседание Совета, на котором представители всех комитетов представят краткий отчет  о своей деятельности. Любой из присутствующих имеет право задавать вопросы, выступать с критикой деятельности Совета и предложениями.  На этом этапе органы самоуправления отчитываются перед общим собранием коллектива за выполнение работы и определяют задачи будущему составу органов самоуправления, сами оценивают результаты своей работы, выносят благодарность отдельным членам коллектива. Для него характерны расширение прав, обязанностей и усложнение функций органов самоуправления; передача отдельных воспитательных функций педагогов ученическим коллективам; постоянное увеличение числа воспитанников, принимающих участие в организации жизни коллектива; повышение роли общественных детских и молодежных организаций в жизни коллектива; выполнение управленческих функций в порядке очередности.

            При моделировании и реализации программы ученического самоуправления в МАОУ Капралихинской ООШ опираемся на следующие приоритетные принципы:

-  свободный выбор образовательной организацией модели ученического самоуправления, исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

- ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители);

- опора на деятельностную основу ученического самоуправления, позволяющую направлять энергию подрастающего поколения на социально  полезные дела;

- тесное взаимодействие образовательной организации с органами местного самоуправления.

В формировании воспитательной системы школа руководствуется воспитательной технологией Г.Селевко «Самосовершенствование личности». Философская идея вводимой технологии отражена в трактовке А.А.Ухтомского, как путь непрерывного духовного самосовершенствования человека, постоянного движения к идеалам ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Главное: сформировать у школьников саморазвитие, наш приоритет - формирование самоуправляющегося механизма личности на основе формирования ключевых компетенций.

Идея создания «школы саморазвития и самовоспитания на основе формирования ключевых компетенций» даёт основание рассматривать окружающую среду, как единство социокультурной, духовной жизни общества.  Значимым направлением в формировании воспитывающей среды является развитие форм детского самоуправления, которые ведут к формированию у обучающихся ценностей гражданского общества и способствуют отражению интересов детей имеющих заинтересованность в социально-значимой деятельности.

В работе школьного самоуправления используются технологии КТД (коллективной творческой деятельности) И.П.Иванов, «Школа доминанты самосовершенствования личности» по А.А. Ухтомскому.

Содержательная сторона обеспечивается единым планированием воспитывающей деятельности. Классный руководитель на первом уровне развития совета класса обучает его членов планировать, организовывать, проводить, анализировать мероприятия. С этой целью педагог работает как с советом в целом, так и индивидуально. На втором уровне развития ученического совета классный руководитель является консультантом, учит планировать и организовывать. На третьем уровне совет класса работает самостоятельно, на полном доверии по согласованному с классным руководителем плану. На всех трех уровнях классный руководитель имеет право выйти на совет класса со своим предложением, идеями по организации жизни ученического коллектива. Работу Совета министров курирует руководитель структурного подразделения по воспитательной работе, выстраивая свою работу как деловой партнер, представитель педагогического коллектива.

В школе обучается 27 учащихся, из них 4 человека участвуют в волонтёрской деятельности и все учащиеся в общем тимуровском отряде «Добрые сердца». Силами детского самоуправления и волонтёрами проводятся общешкольные праздники.

Члены детской организации входят в школьные Советы дела: «УЮТ»,»ЗОЖ», «Знайка», которые возглавляют Министерства. Особым направлением формирования воспитывающей среды, являются:

- издание школьной газеты «Школьный вестник», проект которой стала в 2010 году победителем районного конкурса юных исследователей «Шаг в будущее»;

- детская школьная конференция «Моё творчество», которая проходит ежегодно в конце учебного года. Здесь учащиеся представляют и защищают свои творческие проекты наработанные в течение года. В этой конференции стало традиционным участие родителей и общественности. Есть опыт защиты семейных портфолио с участием родителей.

Посредством участия в деятельности общественных структур школьники приобретают социальный опыт, формируют свою жизненную позицию. Социализация личности, как следствие реализации воспитательной системы школы, приобретает индивидуальные черты. Каждый школьник определяет свой порог участия в жизни школы, в своём самовоспитании и саморазвитии:

 

Роль в социуме

%

Активный участник

65%

Исполнитель

9%

Лидер и организатор

26%

Наблюдатель

0%

 

Основой ученического самоуправления являются общественное мнение и твёрдо установившиеся традиции. Самоуправление здесь выступает не столько средством и формой сплочения коллектива, сколько принципом. Принцип самоуправления является обязательным элементом содержания, организации и управления воспитательным процессом в школе. Значение общественного мнения заключается в том, что сами учащиеся, независимо от статуса в коллективе, поддерживают социально значимые начинания и в зависимости от участия в них оценивают позицию своих сверстников. Складывается демократическое самоуправление, что меняет позицию педагога и воспитанника в коллективе.

Формы работы:

-Заседания Школьного ученического совета.

-Заседания Советов по направлениям деятельности.

-Круглые столы, деловые игры.

- проведение профилактических дней;

- массовые мероприятия;

- семинары;

- рейды;

- деловой тренинг;

- профилактические тренинги;

- знакомство с жизнью замечательных людей;

 - интеллектуальный марафон;

- кружки, секции;

- предметные недели;

- фестивали;

 - слеты;

- тематические КВНы;

- викторины;

- лекции и беседы;

- тематические конкурсные программы;

- диспуты;

- экскурсии и походы;

 - смотры-конкурсы и т.п.

 Основные методы ученического самоуправления:

1. Общественное поручение. Ученический совет может вынести решение о поручении выполнить определенную работу с учетом интересов учащихся и степени подготовленности к данному виду деятельности.

2. Общественное мнение. Стимулирует общественную активность, формирует ответственное отношение к порученной общественной работе.

3. Убеждение. Используется в целях формирования необходимой позиции учащегося.

4. Просьба. Ориентирована на вовлечение школьника в работу или активизацию его деятельности, связанной с самоуправлением.

5. Поощрение. Проявляется в форме благодарности органов самоуправления или всего коллектива.

6. Личный пример. Ответственное и инициативное выполнение обязанностей играет позитивную роль в управленческой деятельности.

7. Совет. Метод совместного обсуждения проблем ученического самоуправления, рекомендации товарищу в его деятельности.

8. Сотрудничество и проектирование.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса.

• Директор отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления, регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

• Заместитель директора по воспитательной работе принимает участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников, сотрудничает с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели, консультирует органы ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

• Педагог-организатор занимается практическими вопросами, реализует воспитательные программы различной направленности, координирует деятельность детских общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

• Классный руководитель  изучает интересы обучающихся, находит путь индивидуальной поддержки каждого, преодолевает проблемы, которые возникают в коллективе класса, создает условия для развития ученического самоуправления, обладает серьезными социально- психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)

• Педагог-психолог помогает выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

• Учитель-предметник консультирует школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков, имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.

Перспективы:

- совершенствование работы по организации ученического самоуправления в школе;

- создание команды единомышленников (укрепить доверие и взаимопомощь, взаимопонимание в общем деле);

- удовлетворённость школьного детского и педагогического коллектива деятельностью команды ученического актива.

- наличие сформированного ученического коллектива, управляющего делами классов и школы;

- повышение активности и заинтересованности учащихся в деятельности ученического самоуправления;

- самостоятельное выполнение поручений;

- самостоятельная разработка бесед, мероприятий;

- активное участие в общешкольных и районных  мероприятиях;

- овладение детьми элементов самоанализа и самооценки;

- включение в детское самоуправленческое движение школы родителей учеников. Реализация программы должна привести к более активному функционированию  школьной детской организации, в частности школьного ученического самоуправления;

- широкое развитие внешней функции самоуправления — укрепление связей с органами ученического самоуправления других школ.

На какой-то стадии развития самоуправления у его участников появляется потребность обменяться опытом? Такой опыт в нашей школе уже есть, на примере взаимодействия с базовой МАОУ Ивановской СОШ, где планируется совместный план работы детских органов самоуправления, обмен опытом работы самоуправления, отчёт, совместные мероприятия с выездом в школы.

Взаимодействие ученического самоуправления с другими органами школьного самоуправления. Ученическое самоуправление не может существовать само по себе, оно обязательно должно взаимодействовать с педагогическим советом, родительским комитетом, входить в структуру школьного самоуправления как часть его. Взаимодействие ученического самоуправления с педагогическим коллективом и родительским комитетом происходит на уровне Совета школы, куда входят члены ученического самоуправления, представители педагогического коллектива и родители. Система школьного самоуправления является целостной не только по структуре, но и по содержанию деятельности её органов.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально - психологического характера.

Ученическое самоуправление служит для активного общения и сближения как классных, так и школьных коллективов, а так же способствует общению между школами и различными молодѐжными организациями.

Ученическое самоуправление дает:

Учащимся:

·  развитие навыков работы в группе, в команде;

·  ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;

·  ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;

·  выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам; ·  защищает права ребенка;

·  учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;

·  помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.

            Родителям:

·  организует свободное время детей;

·  ведет к улучшению учебной результативности детей;

·  снижает конфликтность в семье;

·  дает возможность активно участвовать в школьной жизни.

Педагогам:

·  помогает организовать детей;

·  сплотить детский коллектив;

·  повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;

·  раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;

·  апробация инновационных технологий;

·  обобщение опыта работы через средства печати;

·  углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу.

Положение о самоуправлении

http://kaprlshkl.ucoz.ru/_tbkp/polozhenie_o_samoupravlenii.docx

 

 
Комплексно-координационный план воспитательной работы по месяцам
на период 2016- 2017 учебный год
 
 
 

.

 
 
 
Мы-потомки героев
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031